Гарантированный автозапуск генератора (бензинового или дизельного) и его дальнейшая надёжная работа — не простая инженерная задача. Она требует не только технического сопряжения условий и особенностей работы конкретного генератора с местом его эксплуатации, но и установки дополнительного оборудования поддержки бесперебойного функционирования генератора и его автоматической защиты от возможных неполадок.
Сам по себе генератор с блоком автозапуска не является законченной функциональной конструкцией применительно к организации бесперебойного электроснабжения в загородном доме или на производстве. Дело не в том, чтобы просто купить генератор с блоком автоматики, а в том, чтобы обеспечить гарантированный автоматический запуск генератора и надёжность функционирования системы в целом при любых внешних условиях.
При проработке и решении задач автоматического запуска и останова бензиновых и дизельных генераторов (особенно воздушного охлаждения) необходимо иметь ввиду, что надёжный автозапуск генератора очень сильно зависит от следующих аспектов:
- Качество изготовления карбюратора. Производители бензиновых генераторов, как правило, устанавливают карбюраторы упрощённой однокамерной конструкции, которым свойственны такие недостатки, как: нестабильность уровня топлива, зависание/заедание иглы, перелив карбюратора, что резко снижает надёжность автозапуска генератора, особенно при низком качестве используемого топлива. Вопрос установки более качественных карбюраторов (например, Weber или Solex) производителями просто не рассматривается из-за резкого удорожания конечного продукта. В разделе "Научно-популярные материалы" вы можете ознакомиться с устройством такого простейшего карбюратора и принципом его работы.
- Алгоритм вытягивания заслонки карбюратора. В большинстве систем автозапуска генератора этот алгоритм усреднён и не учитывает реальных внешних условий: температуры, влажности и т.д.. Причём во встроенных заводских системах параметры алгоритма поменять никак нельзя, а в системах сторонних производителей некоторые параметры, конечно, можно выставить переключателями, но это уже не будет полноценный автоматический запуск генератора, т.к. при изменении внешних условий придётся опять перевыставлять переключатели.
- Залив свечи. Если в генераторе установлен 1-но цилиндровый двигатель, и при первой попытке автоматического запуска свеча заливается, то все последующие попытки автозапуска генератора будут бессмысленны.
- Холодный двигатель. При минусовых температурах окружающий среды запуск холодного двигателя внутреннего сгорания проблематичен. Более того, без предварительного подогрева двигатель не сможет сразу после запуска (в течение 10-60сек.) принять нагрузку даже близкую к номинальной, не говоря уж о максимальной нагрузке.
- Действие влаги. При переходе температуры через «0» на провода высокого напряжения и электроарматуру бензинового генератора оседает конденсат, что приводит к перебоям или полному отсутствию искрообразования.
- Качество топлива и его соответствие сезону. Особенно критично для дизельных двигателей, т.к. в залитом ещё летом дизельном топливе зимой при отрицательных температурах образуется парафин, который забивает топливные фильтры и форсунки и двигатель не запускается (наглядный пример приведён на фотографии).
Ни одна из выше перечисленных неполадок не может быть устранена автоматически или как-либо учтена системой автозапуска генератора, во всех случаях потребуется вмешательство человека. Так что о полной надёжности автоматического запуска генератора в таких случая говорить не приходится.
Чтобы действительно обеспечить надёжный автоматический запуск генератора, нужно не только устранить все вышеуказанные возможные проблемы, но и обеспечить нормальную работу генератора и после его запуска, а также соблюсти должный акустический и экологический комфорт для окружающих. Вот лишь некоторые из этих важных рабочих моментов:
- принудительный отвод тепла от генератора с воздушным охлаждением, чтобы исключить заклинивание двигателя от перегрева. Здесь надо иметь в виду, что применяемый для этого электровентилятор потребляет часть электрической мощности, вырабатываемой генератором;
- общий воздухообмен в помещении, где установлен генератор, с установкой автоматизированных жалюзи с электроприводом, чтобы обеспечить поступление достаточного объёма свежего воздуха для работы и охлаждения генератора;
- подзарядка аккумуляторной стартерной батареи;
- установка дополнительных «тихих глушителей», шумозащитных кожухов, систем освещения, автоматического пожаротушения, термостабилизации генератора и помещения и много другого.