|
В ИБП, аккумуляторы - расходный материал. Рано или поздно они выходят из строя. Раньше, если UPS работает при повышенной температуре, часто переключается на работу от батареи или просто неисправен. Позже, если условия эксплуатации ИБП и его аккумуляторов идеальны.
Современные ИБП должны сообщать своим владельцам о выходе аккумуляторной батареи из строя. Они это и делают. Часто даже до того, как произошел тот роковой сбой электрической сети, во время которого аккумуляторы отказались работать. При получении сигнала о замене аккумулятора, у владельца ИБП два варианта действий: заменить аккумуляторы ИБП самому или обратиться за услугой в специализированную фирму.
Вы не умелец? Нет проблем - привозите ваш UPS профессионалам. Замена аккумулятора в UPS - наша специальность. Все будет быстро и качественно. Но если вы хотите самотстоятельно заменить батарею ИБП - вот несколько советов.
В источниках бесперебойного питания применяются герметичные свинцовые кислотные аккумуляторы. Они не требуют обслуживания, продаются в розницу и (при условии исправности UPS) не выделяют опасных газов. Для безопасной эксплуатации, аккумуляторы снабжены предохранительными клапанами, поэтому даже в случае выхода ИБП из строя их корпуса не разрываются и не выводят из строя сам ИБП. По всем этим причинам, замена аккумулятора в UPS не самая сложная операция, и ее вполне может произвести домашний умелец. К тому же, производители большинства ИБП небольшой мощности декларируют возможность самостоятельной замены аккумуляторов. Почему бы не сэкономить деньги, а может быть и время?
Основные шаги и некоторые трудности, поджидающие умельцев на тернистом пути замены аккумулятора в источнике бесперебойного питания, перечислены ниже. Менять или не менять ?
Следует убедиться, что аккумуляторы нужно менять. Самый простой способ - проверить аккумулятор профессиональным тестером емкости аккумуляторов "Кулон" - в течение нескольких секунд вы будете знать об аккумуляторе достаточно, чтобы принять решение о его замене. Вы не профессионал и у вас нет прибора? Попробуйте подключить к заряженному аккумулятору нагрузку - при токе нагрузки, который в амперах численно равен емкости аккумулятора в ампер-часах, аккумулятор должен иметь напряжение не менее 11.4 В (для 12-вольтового аккумулятора) в течение как минимум 5 минут.
Вы можете использовать сам ИБП в качестве средства проверки. Оставьте ИБП подключенным к сети и без нагрузки на 10 часов. После этого выключите ИБП, отключите его от сети и отключите аккумулятор от ИБП. Проверьте напряжение на аккумуляторе. Оно должно быть 13-14 В (для 12-вольтового аккумулятора). Если это не так, в ваших проблемах, вероятно, виновно зарядное устройство ИБП. Если напряжение в норме, подключите аккумулятор, включите ИБП, подключите к нему нагрузку и отключите ИБП от сети. ИБП, нагруженный примерно на треть своей номинальной мощности должен держать нагрузку, не отключаясь, в течение, по крайней мере, нескольких минут. Вы можете узнать время работы ИБП с вашей нагрузкой более точно, если обратитесь к описанию ИБП. Как выбрать аккумулятор для замены в ИБП?
Самый простой вариант - купить "комплект аккумуляторов для замены в ИБП ХХХ". Такие комплекты по различными названиями (например, "батарейный картридж") продают некоторые производители ИБП.
Преимуществ у такого решения два: а) гарантированная совместимость (если аккумуляторы не подойдут, вы сможете вернуть их поставщику); б)в комплект могут входить разъемы и предохранители, которые в других вариантах вам придется отсоединять от старых аккумуляторов.
Основные недостатки такого решения: а) такие комплекты намного дороже аккумуляторов, покупаемых отдельно (разница может достигать 5-7 раз для аккумуляторов сопоставимого качества); б)комплекты обычно лежат на складах дольше продаваемых отдельно аккумуляторов и поэтому, возможно, проработают не так долго.
Дальнейшее, по понятным причинам, относится к случаю приобретения аккумулятора отдельно. Вам будет спокойнее, если вы сможете купить точно такой аккумулятор, как и ваш старый (та же марка, та же фирма). Если это не получилось (иногда это невозможно из-за снятия аккумулятора с производства, изменения его параметров или того, что название аккумулятора было заклеено наклейкой производителя ИБП), то можно использовать любой герметичный свинцовый аккумулятор, подходящий по следующим критериям (в порядке важности): номинальное напряжение, размеры корпуса аккумулятора (без клемм и с выступающими клеммами), размеры и расположение клемм.
Емкость аккумулятора тоже конечно важна, но вы можете смело использовать вместо аккумулятора номинальной емкостью 7 А*час аккумуляторы емкостью 6.5 или 7.2 А*часа. Реальная емкость аккумулятора обычно отличается от заявленной номинальной. Поэтому, покупая аккумулятор с надписью 17 А*час, вы не можете быть на 100% уверены, что его емкость больше, чем емкость аккумулятора с надписью 16 А*час, стоящего на соседней полке.
Обычно герметичные аккумуляторы рассчитаны на 3-5 лет жизни. Они стареют - независимо от того, работают они или нет. Аккумулятор, стоящий на полке, может стареть даже быстрее, чем при нормальном заряде. Поэтому важна дата производства аккумулятора, приобретаемого для замены. Нужно покупать как можно более "свежий" аккумулятор. Но ставьте реальные цели: не стремитесь купить аккумулятор, выпущенный вчера (их возят по морю и через множество складов). Аккумулятора годовой давности вполне достаточно.
Важен также правильный выбор производителя аккумулятора, а иногда - и конкретного завода. За 15 лет лет торговли герметичными аккумуляторами, проводя 100% входной контроль всех продаваемых батарей, мы отказались от поставок продукции нескольких фирм, в продукции которых был замечен большой процент брака. Нашим основным поставщиком герметичных аккумуляторов является сейчас CSB. Брак в партиях этих аккумуляторов составляет менее 0.1% и не зависит от завода.
Есть еще одна причина, по которой нужно тщательно выбирать производителя. Некоторые фирмы в некоторых своих ИБП пытаются эксплуатировать аккумулятор на пределе (а то и за пределами) его номинальных характеристик. Например в ИБП Smart-UPS 700 фирмы APC максимальный ток заряда аккумуляторов (12 В, 7 А*час) может превышать 3.5 А. Фирмы - производители аккумуляторов устанавливают разные максимальные токи заряда. Например CSB - 2.1 А, а Coslight - 1.4 А. Поэтому в Smart-UPS лучше устанавливать аккумуляторы CSB.
В последние годы многие производители аккумуляторов начали выпуск новых моделей, специально ориентированных на короткие разряды. Аккумуляторы эти обычно обозначаются, как "high rate" (HR). Номинальная емкость таких аккумуляторов часто не указывается производителем. Для них указывают, как правило, американское обозначение энергии аккумулятора (ватты на элемент при 15-минутном разряде). Если сравнить два аккумулятора одинакового веса: обычный и аккумулятор для коротких разрядов, то при больших токах разряда последний будет иметь заметно большую емкость, чем традиционные герметичные аккумуляторы. На небольших разрядных токах (больших временах разряда) аккумуляторы HR преимуществ не имеют. Если батарея вашего ИБП будет работать (на имеющуюся нагрузку) до 20 минут, то есть смысл подумать о покупке такого (несколько более дорогого) аккумулятора. Чем аккумуляторы, которые мы продаем, лучше других?
Главная причина - контроль. Мы производим тестеры аккумуляторов, и хорошо знаем, как проверять свинцовые аккумуляторы. Несмотря на наше доверие производителю, мы проверяем 100% продаваемых аккумуляторов. Это требует времени и стоит денег. Зато мы и наши клиенты уверены в каждом аккумуляторе. Приобретая аккумулятор, убедитесь, что на его верхней поверхности имеется наклейка, свидетельствующая о проведении проверки. Наклейка является гарантией того, что в момент продажи аккумулятор полностью исправен и при правильной эксплуатации прослужит многие годы.
Вторая причина является следствием первой - за более чем 15 лет поставок аккумуляторов мы отсеяли производителей, имеющих большой процент брака и не поставляем их продукцию.
И, наконец, третье, но тоже важное - у нас вы сможете узнать дату производства аккумулятора до покупки, а не после нее.
Но что же это мы все о своем. Хотите ближе к делу? Не торопитесь. Сначала... техника безопасности.
Техника безопасности
Техника безопасности при замене аккумулятора в ИБП очень важна по меньшей мере по двум причинам. Дело в том, что у аккумуляторов не бывает выключателей. Поэтому на его клеммах всегда есть напряжение. При коротком замыкании даже небольшого аккумулятора возникает большой ток (аккумулятором емкостью 7 А*час можно завести автомобиль), который может вызвать выход из строя аккумулятора, инструмента, которым было произведено замыкание, а то и серьезный ожог.
Внутри ИБП есть инвертор, который специально сделан для получения переменного тока напряжением 220 или 380 В. Даже если ИБП не подключен к сети, внутри него могут быть опасные напряжения. Поэтому к замене аккумулятора в ИБП, не имеющем полностью изолированного батарейного отсека, могут быть допущены только лица, имеющие разрешение работать с электроустановками напряжением до 1000 В.
Подача на аккумулятор большого напряжения может привести к открыванию предохранительного клапана и выделению пожароопасного водорода и очень опасной для кожи и глаз серной кислоты. Не курите (это опасно и вредно для вас и окружающих). Всегда имейте под рукой запас питьевой соды для нейтрализации кислоты. ИБП с одним аккумулятором - меняем аккумулятор запросто
Если в вашем ИБП установлен один аккумулятор, то все довольно просто. Выключите ИБП, отключите его от сети и нагрузки. Разберите ИБП достаточно для того, чтобы отключить аккумулятор от ИБП (не начиная демонтаж аккумулятора). На небольших ИБП для этого достаточно бывает открыть крышку. Отключите провода от клемм аккумулятора. Пометьте старый аккумулятор, чтобы не спутать его с новыми. Выньте аккумулятор из ИБП (иногда для этого нужно разобрать почти весь ИБП). Установите новый аккумулятор в ИБП и подключите к нему один из проводов. При подключении второго провода скорее всего начнут заряжаться конденсаторы, установленные в ИБП. При этом может возникнуть искра. Вообще говоря, она не опасна (особенно, если в вашем ИБП нет микропроцессора - - если такие еще остались), но ее можно (и желательно) избежать, подключив на секунду второй провод к аккумулятору через резистор в 10 Ом (или около того). После этого подключите второй провод непосредственно к аккумулятору. Очень важен хороший контакт аккумулятора с ИБП. Если клеммы болтаются, подожмите их. Проверьте работу зарядного устройства (см. ниже). Соберите ИБП и проверьте его общую работоспособность: включение, выключение, работу от сети и от батареи, работу на байпасе (если он есть).
Особенные ИБП
В 1990-е все, даже небольшие, ИБП были рассчитаны на профессиональную эксплуатацию. В том числе и на замену аккумуляторов обученным специалистом. Менять аккумуляторы в таких ИБП не слишком просто. Например, некоторые ИБП хранят в памяти информацию об своем аккумуляторе. Если аккумулятор заменить, то его параметры могут не совпасть с информацией, хранящейся в памяти ИБП. В этом случае ИБП может начать пищать, а то и откажется работать. Для предотвращения этого нужно провести так называемую калибровку ИБП. С помощью специальной программы (имеющейся в сервисных центрах) ИБП настраивается на работу с новым аккумулятором. Если такой программы нет, а ИБП начал пищать, можно попробовать провести несколько циклов разряд-заряд на новых аккумуляторах. Для этого не нужно вынимать аккумулятор из ИБП - просто включите ИБП, отключите сеть и дайте аккумулятору ИБП разрядиться на 50-70%. После этого снова включите сеть. Иногда достаточно одного такого цикла, и ИБП снова "здоров". Сейчас производители небольших ИБП, как правило, декларируют возможность самостоятельной замены аккумулятора ИБП пользователем. Значит ли это это, что калибровка не нужна? Да, в большинстве случаев. Если вам не повезло - вас, вероятно, спасет цикл разряд-заряд.
Есть ИБП (опять же, из старых), за замену аккумуляторов в которых лучше не браться самостоятельно. Их конструкция настолько неудобна для замены аккумуляторов, что для безопасного проведения этой операции нужны специальные приемы, а лучше - еще и специальный инструмент. Среди "неудобных" ИБП (список, конечно, не полон): Smart-UPS 600, Smart-UPS 900. Проверка зарядного устройства
Правильная работа зарядного устройства (ЗУ) ИБП - залог длительной работы вашего нового аккумулятора. Поэтому не поленитесь тщательно проверить ЗУ. Главное, чтобы аккумулятор не перезаряжался. Очень хорошо, если ток заряда (в амперах) не превышает 0.2-0.3 (в зависимости от типа аккумулятора) от номинальной емкости аккумулятора, а напряжение заряда не превышает 2.3 В/элемент (13.8 В для 12-вольтового аккумулятора). К сожалению, не все производители ИБП соблюдают эти простые правила. Но в любом случае, ток не должен превышать приведенную величину более, чем вдвое, а напряжение не должно быть больше 14 В для 12-вольтового аккумулятора.
В некоторых ИБП применяются нетрадиционные методы заряда. Для них эти правила могут не действовать Как проверить максимальный ток заряда.
Охватите токовыми клещами постоянного тока провод, идущий к аккумулятору. Включите ИБП и отключите его от сети. Дайте ИБП поработать от батареи 30-40 секунд (за это время аккумулятор чуть-чуть разрядится). Снова включите вилку ИБП в сеть и измерьте ток заряда в течение первых 2-х секунд работы ИБП от сети. Этот ток не должен превышать приведенной выше величины. Как проверить максимальное напряжение заряда.
Дайте ИБП поработать от сети достаточно долго, чтобы аккумулятор зарядился полностью или почти полностью. Если аккумулятор сильно разряжен, это может занять несколько часов. Измерьте напряжение на аккумуляторе, не отключая ИБП от сети. Напряжение не должно превышать приведенной выше величины. ИБП с несколькими аккумуляторами
Если в вашем ИБП установлены несколько аккумуляторов, соединенных последовательно, то возможно вышли из строя не все аккумуляторы. Вам нужно принять решение: заменять только неисправный или все. Понятно, что лучше все. Но если после последней замены аккумулятора прошло не более года, и один из аккумуляторов вышел из строя, а остальные еще могут работать, то вероятно, при прошлой замене аккумуляторов был использован бракованный аккумулятор, или процедура замены была проведена неправильно. В этом случае можно рискнуть (но лучше не рисковать) и заменить один аккумулятор, но в следующий раз все равно придется менять все аккумуляторы. Если после предыдущей замены аккумуляторов прошло 3-4 года, один аккумулятор точно неисправен, а остальные кажутся вам нормальными, все равно нужно менять все - это тот случай, когда скупой точно заплатит дважды.
Про профессиональное обслуживание аккумуляторных батарей последовательно соединенных аккумуляторов лучше почитать методику эксплуатации батарей свинцовых аккумуляторов. Для небольших ИБП с несколькими аккумуляторами достаточно нескольких простых рекомендаций, следующих ниже.
Подготовленные к установке в ИБП аккумуляторы должны быть одинаковыми, насколько возможно (одного типа, одного производителя, из одной партии, одинаково заряженные и одинаковой емкости). В условиях специализированной фирмы достаточно проверить аккумуляторы из одной партии тестером аккумуляторов, и подобрать аккумуляторы с одинаковыми напряжением и емкостью. Если прибора нет, можно, надеясь на производителя и продавца, взять аккумуляторы из одной партии. Если есть сомнения в "одинаковости" аккумуляторов, можно соединить их параллельно на сутки (или, если есть оборудование для заряда и разряда, сделать на параллельно соединенных аккумуляторах 2 цикла разряд-заряд).
|
Контактная информация г.Киев, бул. Чоколовский,27Б
тел.: (044)-228-68-09 тел.: (066) 731-11-88 тел.:(093) 212-27-51 E-mail: info@energolider.com.ua energolider-kiev
Лучшие предложения
3500 грн
5000 грн
0 грн
2009 грн
0 грн
9600 грн
|
2009-2012 © Энерголидер
Разработка сайтов – «Oznaka»